Назад на предыдущую страницу

26 октября 2011

«Молчание – это не выход» 

Южноафриканская фотохудожница и режиссер Занеле Мухоли привезла в Санкт-Петербург фотовыставку, фильм и сильные вдохновляющие слова

22-го октября, во время открытия выставки «Мое место» в «Тайге» на Дворцовой набережной, глаза Занеле Мухоли излучают радость. «Эти люди на фотографиях – мои друзья и любимые. Мне было очень важно показать их, задокументировать как часть истории ЛГБТ в ЮАР». В это время со стен на посетителей уже смотрят завораживающие объекты, или как больше нравится их называть самой Занеле, – соавторы ее фоторабот. В большинстве случаев, это пары, любящие друг друга чернокожие женщины. В их позах читаются идентичность, влечение и нежность друг к другу; в то же время их взгляды часто выражают боль и смятение, а также еще что-то, какое-то особое страдание, которое не так просто передать словами.

Это очень интимные фотографии. На вопрос, чем обоснована такая интимность, Занеле, не задумываясь, произносит: «Это моя миссия. Я думаю, что нам всем не стоит забывать о том, что мы здесь из-за любви. Мы были рождены в результате любви, и я уверена, что мы тоже имеем право любить, неважно, люди какого пола нас привлекают». Она делает маленькую паузу, чтобы продолжить с еще большей страстью: «И это так нормально - вступать в интимные отношения именно с теми людьми, к которым нас тянет в эротическом плане. Никто не должен делать нам одолжение, разрешая нам это. Это наше человеческое право! А интимность означает спасение, да, спа-се-ни-е, это наша терапия». Занеле Мухоли говорит настолько горячо, что кажется, будто даже дождь, который в этот момент мешается с Невой за окном, становится теплее.

Тема любви продолжается и на следующий день, когда в пресс-клубе «Зеленая лампа» идет показ документального фильма Занеле Мухоли и Питера Голдсмита «Трудная любовь». Уже само название говорит о том, что за этим чувством скрывается нечто тяжелое. Проникая в жизнь визуальной активистки Занеле Мухоли, фильм раскрывает именно то страдание, которое просвечивается сквозь нежный эротизм ее фотографий. Это боль за тех, кто в ее родной стране лишился дома по причине гомосексуальности, и еще большая боль за тех, кто по той же причине лишился жизни. Так называемые «лечебные изнасилования», логика которых заключается в том, чтобы «путем секса с мужчиной излечить лесбиянку от гомосексуальности», к сожалению, действительно имеют место в стране с самым прогрессивным законодательством касательно прав ЛГБТ на африканском континенте. «Это даже сложно объяснить людям, не жившим в ЮАР. Это звучит абсурдно, когда я говорю, например, что в течение одного месяца я побывала на свадьбе моих подруг и на похоронах лесбиянки, умершей в результате изнасилования». Как правило, жертвами такого насилия становятся чернокожие лесбиянки. По одной из версий, рассказывает Занеле Мухоли во время дискуссии, эта жестокость – следствие попытки мужчин утвердить мужественность, обретенную ими после окончания апартеида. «Но зачем же убивать собственных сестер?» - с отчаянием в голосе спрашивает Занеле.

Каким бы ни был каждый отдельный случай подобного насилия, тесная связь многих социальных вопросов с режимом апартеида в ЮАР кажется зрителю очевидной. Режиссер и одновременно героиня фильма «Трудная любовь» Занеле Мухоли называет себя ребенком апартеида: ее мать всю жизнь была наемной домработницей и на протяжении многих лет испытывала жесточайшую дискриминацию по расовому признаку. Режим расовой сегрегации в ЮАР (1948-1994) сильно повлиял на жизнь Занеле Мухоли, и критическое осмысление его до сих пор неискоренимо в ее творчестве. В фильме она говорит об этом опыте предельно открыто, отдавая себя целиком, не боясь показать даже собственные слезы.

Во время дискуссии после показа фильма «Трудная любовь» публика оживает, вопросы не кончаются. Что общего между ЮАР и Россией? «Это гомофобия», - отвечает Занеле. «Только в ЮАР уже есть законы, которые нас защищают, а в России их пока нет». Вечер достигает кульминации, когда из зала поступает вопрос о том, как же быть, если с одной стороны такие мероприятия как квир-фестивали и гей-парады способствуют принятию ЛГБТ в обществе, с другой стороны, однако, после их проведения растет статистика нападений на геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров. Это важный вопрос для Занеле Мухоли. В ее голосе одновременно звучит боль и уверенность: «Молчание – это не выход. Правильным решением будет сделать так, чтобы наши голоса были услышаны. Наше время сейчас. Я лучше умру счастливым человеком, чем умру в чулане. Пусть меня лучше убьют за то, что я знаю и во что я верю, но зато я смогла любить и чувствовать женщину… И страх, как бы больно это не звучало, это не выход. Такова наша жизнь». Зал взрывается аплодисментами, не дожидаясь перевода этих слов на русский язык.

Автор текста - Инга Пилипчук

 

  Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы