Назад на предыдущую страницу

19 марта 2015

Лики и маски маскулинности

Что такое маскулинность и как она сочетается с ЛГБТ-движением? Что значит быть маскулинным или маскулинной? Как влияют на определение маскулинность общественное мнение и отношения власти? В этой статье мы попытаемся разобраться с этими вопросами, чтобы понять, что такое маскулинность и как нам к ней относиться.

«Настоящий мужчина» в России

В современной России вырисовывается совершенной определенное, можно даже сказать каноническое понимание маскулинности (или «мужественности» – в данном тексте эти слова будут употребляться исключительно как синонимы). По этим канонам, настоящий мужчина – это семьянин, кормилец. Он строг, смел, грубоват, суров, немногословен, консервативен. Может, он и не ходит в церковь, но верит в бога; может он и не доверяет политикам, но верит президенту: ведь в мужских отношениях ценятся только отношения с самым главным боссом. Ну и еще, конечно же, настоящий мужчина гомофобен, доминирует над женщинами, и власть его, включая власть физическую (но не обязательно), распространяется на жену и детей. При этом предполагается также, что носителем подлинной маскулинности может быть только мужчина, то есть индивид, обладающий всеми первичными и вторичными половыми признаками мужчины. Без этого уж точно никак.

А как же геи и транс-мужчины? А бучи?

  

Если для кого-то такой образ маскулинности может казаться вполне приемлемым и даже желанным, для других групп он может быть источником беспокойства или объектом критики. Можно ли быть, например, геем и сохранять при этом маскулинную идентичность? Не будет ли противоречием, учитывая, что господствующее представление о маскулинности включает в себя гомофобию? А что насчет транс-мужчин или бучей? Каким статусом обладает их маскулинность?

Если мы будем исходить из описанной выше перспективы, то и гееям, и транс-мужчинам, и бучам будет заранее отказано в претензии на маскулинность. Первые и вторые ее извращают, а потому вообще являются антиподами мужественности, а третьи могут ей лишь более или менее подражать, никогда не достигая полностью. Тем не менее, такая логика хоть и является господствующей, но не единственной, и существуют другие понимания того, что представляет собой маскулинность.

«Биологический фактор» - что есть маскулинность?

Рассмотрим сначала взаимосвязь маскулинности с «биологическим фактором»: являются ли мужчины единственными претендентами на мужественность?

Возьмем для примера эпизод из фильма Ксавье Долана «И все же Лоранс», в котором транс-женщине Лоранс говорят, что чтобы совершить переход из мужчины в женщину, «нужно действительно иметь яйца», иными словами обладать значительной смелостью, то есть проявлять мужественность. Зададим тогда вопрос виртуальному собеседнику, который придерживается стандартных представлений о маскулинности: является ли переход мужчины в женщину маскулинным? Конечно, нет, ответит он нам, ведь таким образом Лоранс предает свою маскулинность, становясь женщиной. А как же так получилось, что Лоранс оказалась способной предать свою биологическую мужественность? – удивленно переспросим мы. Нам тут, конечно ответят, что это все гейропейские ценности, и толерантность, и феминизм, и еще очень много всяких пагубных сил подтачивают подлинную маскулинность. Но если они способны ее подточить, то получается, что маскулинность не вытекает автоматически из природы и биологии, а является сконструированным явлением?

  

Точка зрения современной науки

Давайте обратимся к философии и социологии, согласно исследованиям которых считается, что маскулинность не имеет никакого отношения ни к половым признакам, ни к какой другой биологии. Маскулинность – это определенный набор практик и отношений, обладающих разной степенью признания и институциализации (включенности в общественную жизнь), а также способ их описания. Маскулинность связана с историей, политикой, экономикой и отношениями власти, а не с гормонами, половыми органами и/или мышечной тканью. И на самом деле, нет никого, кто был бы уполномочен определять, что является маскулинностью, а что нет, и кто способен на нее претендовать, а кто должен быть из нее исключен.

Поэтому поступок Лоранс вполне может быть описан как маскулинный. То же самое относится к геям, бучам и вообще ко всем, кто хочет быть маскулинным вне зависимости от пола, гендера, сексуальности и телесности. Маскулинность не обязательно должна соответствовать своему господствующему определению. Она не должна непременно быть гомофобной, суровой и грубой. Она может не предполагать соревновательности, стремления к господству, доминирования над женщинами, семейных ценностей.

Маскулинные дедушки, профессора и поэтессы

Здесь и сейчас существуют женские, гомосексуальные, квир- и транс-маскулинности, маскулинности дедушек с половыми органами бабушек и наоборот, маскулинности профессоров и спортсменш, маскулинности шахтеров и поэтесс: несчетное количество совершенно разнообразных маскулинностей, которые отличаются лишь тем, что в некоторое количество из них верит больше людей (в силу того, что именно такие образы маскулинности массово транслируются в СМИ, фильмах, книгах), а в некоторые – верит меньше людей (последние не так доступны).

Связь маскулинности и власти

Но мы также должны понимать, что несмотря на то что даже сейчас мы обладаем некоторыми возможностями для изобретения альтернативных маскулинностей, ее господствующий тип связан с существующими отношениями власти, политическими и общественными институтами. Государство, пытающееся контролировать сексуальность и телесность своих граждан, нуждается в совершенно четко прописанных представлениях о женственности и мужественности, о гендерных ролях и семейных ценностях, и оно будет использовать все имеющиеся у него механизмы, чтобы ограничивать и подавлять диссиденток и диссидентов гендерных и сексуальных идентичностей.

Поэтому переописание маскулинности, ее освобождение от репрессивных значений предполагает общую трансформацию общественных отношений и политических институтов. Демократия и открытость, распространяющиеся в том числе на гендерные и сексуальные практики и идентичности, позволят сосуществовать различным представлениям о том, что значит мужественность и кто на нее может претендовать.

Маскулинность сможет быть переописана как, например, особый способ взаимодействия с сексуальным партнер_шей, связанный уже не с полом, а с определенными желаниями, чувствительностью и телесными проявлениями. Или маскулинность может превратиться всего лишь в образ для ретро-вечеринки «Стабильные двухтысячные».

В общем, грядущая маскулинность может перестать быть ограничением и стать источником удовольствия, как для своих носител_ьниц, так и для других людей.

Автор: Даниил Жайворонок, магистр политологии Европейского Университета в Санкт-Петербурге, квир-анархист

  Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы