Назад на предыдущую страницу

9 декабря 2009

Девушки в униформе: ты не должна любить меня... так сильно

Истории влюбленности школьников в преподавателей стары как мир. "Девушки в униформе" (1931) - первый фильм на линии жизни кинематографа, который рассказал такую историю с нежной окраской женской гомосексуальности. Снятый под занавес Веймарской республики по пьесе Кристы Винслоу "Вчера и сегодня", фильм рассказывает о четырнадцатилетней Мануэле фон Мейнхардис, новой воспитаннице женского интерната с железной дисциплиной. Действительно, дисциплина такая строгая, что с экрана неминуемо веет духом Третьего рейха, который надвигается под звуки военного марша со скоростью свободного падения. 
 
Мануэлу сразу посвящают во все нюансы жизни в заведении: денег и книг не хранить, запрещенное искусно прятать в шкафчике и обязательным номером пребывания в этих стенах является влюбленность в симпатичную Фроляйн фон Бернбург, чьи добродетели включают педагогическую преданность и человеческую адекватность. Также не вредит то, что это единственный взрослый человек, от которого не сквернит военной муштрой. В конечном итоге, пребывая четыре года в школе, населенной последствиями Первой мировой войны, и будучи одетой в полосатую форму, похожую на ту, что будут носить узники концлагерей, ничего не остается, кроме как прятать картинки сексапильных голливудских актеров и влюбляться в единственную преподавательницу, в жилах которой еще течет человеческая кровь.

Фроляйн фон Бернбург без труда является самым приятным персонажем. Хотя действие сюжета разворачивается вокруг Мануэлы и ее наивного чувства влюбленности в фон Бернбург, гораздо интереснее наблюдать за наставницей. Мануэла бездумно, как это бывает в подростковые годы, кидается в новое чувство, которое переполняет ее. Оно сильнее ее, а она даже не пытается сопротивляться. Прекрасно понимая, что это всего лишь подростковая влюбленность, фон Бернбург не имеет права позволить своей ученице растрачивать себя на чувства, которые ни к чему хорошему не приведут: "Соберись, ребенок! Забудь, что ты юная девочка и будь хорошим другом. Ты же знаешь, что я не могу делать исключения, потому что другие девочки будут ревновать. Но я думаю о тебе часто, Мануэла".
 
К сожалению, на бобину с фильмом многократно покушалась цензура, поэтому, видимо, только литературная работа Винслоу даст полное впечатление того, что Леонтин Саган хотела снять на пленку. Впрочем, цензура не смогла скрыть нюансированную режиссуру и немецкую уникальность; жаль только, что актерская игра отвлекает от восприятия: Мануэла получилась необоснованно истеричной, остальные же, по всей видимости, соответствуют духу времени.
 
По сравнению с пьесой фильм оканчивается по-другому, что делает его только лучше: менее конформистским, более позитивным и менее мелодраматичным. Это выгодно отличает его от остальных фильмов Веймарской Германии с обязательным атрибутом в виде самоубийства или убийства для драматизации сюжета.

Квинтэссенция фильма вовсе не в запретной любви и ее последствиях, а в провале идеалов "демократии без демократии" и приходу национализма. Человечность Фон Бренбург, возможно, разозлила нацистов больше, чем гомосексуальность.
 
И пьеса, и фильм были поставлены в период Веймарской республики благодаря либерализации в стране и государстве. Расцвет кинопроизводства в Германии стал благодатной почвой для появления как классического киноэкспрессионизма, так и фильмов гомосексуальной тематики. Среди последних помимо "Девушек в униформе" можно назвать "Не такой, как все" (1919), "Михаэль" (1924), "Законы любви" (1924), "Секс в цепях" (1928). 

После смены режима Леонтин Саган скрылась в Англии, где сняла свой второй и последний фильм, после чего переехала в Южную Африку и работала театральным режиссером. Криста Винслоу, успешная и знаменитая писательница, также была вынуждена бежать из-за своей открытой гомосексуальной ориентации. Она присоединилась к Французскому Сопротивлению и погибла по ошибке от рук своих же. Запрещенный нацистами как декаданс, фильм заново был открыт в 1980-х. В 2006-ом году Кэтрин Брукс сняла "Полюбить Аннабэль", вдохновленный "Девушками в форме", в котором она позволила отношения между учительницей и ученицей женской католической школы-интерната. Жизнь повторила искусство, когда преподавательница музыки Хелен Годдард и ее ученица "разыграли" сценарий в английской частной школе в 2009-ом году. К сожалению, не всегда «индивид имеет право на свободную любовь», и в данном случае "запретная любовь" не просто эвфемизм.

Наталья Макарова
кинокритик
natalia [at] www.bok-o-bok.ru

  Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы