Назад на предыдущую страницу

19 Декабря 2016

ЛГБТ в Южной Америке: между свободой и предрассудками.

10 южноамериканских «радужных» фильмов, обязательных к просмотру

Сегодняшнее положение лесбиянок, геев, бисексуальных и трансгендерных людей как социальной группы в странах южноамериканского континента – результат парадоксальной ситуации. При высоком уровне гомофобии, трансфобии и консервативных стереотипов многие южноамериканские страны впереди планеты всей в деле защиты политических и социальных прав ЛГБТ. Такая двойственность отражается и в кинематографе Южной Америки.

Борьба ЛГБТ-активистов региона за равноправие и достоинство насчитывает не так уж много лет (активная её фаза началась в конце 1980-х), но уже привела к впечатляющим победам. Однополые браки полностью уравнены в правах с гетеросексуальными в Аргентине, Бразилии, Уругвае и Колумбии (в последней стране легализация произошла в апреле 2016 года). Гражданские партнёрства для геев и лесбиянок существуют в Чили и Эквадоре, а также во всех штатах Мексики, кроме столичного, где целиком легализованы однополые браки. В большинстве стран континента приняты законы против дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности.

С другой стороны, данные социологических опросов показывают, что нетерпимое отношение к гомо-, бисексуальным и трансгендерным людям никуда не исчезло, уровень преступлений ненависти в отношении ЛГБТ по-прежнему высокий, а существенными чертами повседневной культуры остаются крайний мачизм и культивирование сексистских и гетеронормативных стереотипов. Двусмысленную роль в поддержании гендерных предрассудков в странах с традиционно высоким процентом религиозных людей играет католическая церковь. Большинство прелатов продолжают держаться за изуверские догматы прошлого. Однако внутри католического сообщества есть люди, поддерживающие ЛГБТ или, по крайней мере, считающие необходимым гуманистическую коррекцию позиции церкви по вопросам однополых браков и антидискриминационных законов (как и по вопросу абортов, впрочем). Примечательно, что первая в истории Римско-католической церкви официальная встреча её высшего иерарха с ЛГБТ-активистами произошла именно в Южной Америке: в прошлом году Папа Франциск общался перед камерами с лидером парагвайской организации Somos Gay Симоном Касалем.

Южноамериканский ЛГБТ-кинематограф – сложившаяся за последние 20-25 лет уверенная традиция, которая включает в себя как мрачные фестивальные драмы, так и мейнстримовские картины с немудрёной драматургией и оптимистическим посылом. Лидер ЛГБТ-кино – Бразилия, не намного отстают Мексика и Аргентина, подтягиваются и другие страны, например, Венесуэла и Чили. Ниже список из 10 очень разных фильмов, которые нужно посмотреть, чтобы иметь представление о южноамериканском «радужном» кино.

«Рара», 2016, Чили, режиссёрка Пепа Сан Мартин

История лесбийской семьи показана глазами младшей из двух дочерей: после распада гетеросексуального брака своей матери она живет сначала с отцом, а затем переезжает к маме и ёё партнерше. Фильм начинается как трагикомедия в духе голливудского хита «Детки в порядке», но затем перерастает в мрачноватый реалистический рассказ о том, как нетерпимое общество разрушает извне семейное счастье. «Рара», сценарий которого также имеет реальную подоплеку (его сосценаристку лисию Шерсон в 2004 году чилийский суд лишил опеки над детьми из-за сексуальной ориентации), получил на Берлинском кинофестивале 2016 года Специальный приз международного жюри.

 

«Тамара», 2016, Уругвай-Венесуэла-Перу, режиссёр Элия Шнайдер

Основанный на реальных событиях новейший фестивальный хит, снятый киностудиями стразу трёх южноамериканских стран: премьера фильма состоялась в октябре 2016 года в канадском Торонто. Главная героиня - трансгендерная адвокатша, которая приезжает в родную Венесуэлу и только там решается на камин-аут и начало долгой процедуры коррекции биологического и паспортного пола. Серьёзная драма о преодолении социальных табу в бедной патриархальной стране, а также о преодолении внутренней трансфобии.

 

«Издалека», 2015, Венесуэла, режиссёр Лоренцо Вигас

Показ этого фильма, получившего «Золотого льва» – главный приз Венецианского фестиваля 2015 года – совсем недавно закрывал IX петербургский «Бок о Бок». Мрачная неореалистическая картина, полная недосказанностей и безмолвных сцен, рассказывает о странной любви между пожилым мужчиной, избегающим телесных прикосновений, и юным прекрасным хулиганом, ошивающимся на бедных и злых улицах Каракаса.

 

«В оттенках серого», 2015, Чили, режиссёр Клаудио Марконе

Чилийская мелодрама завоевала в прошлом году несколько призов кинофестивалей Майами и Frameline. Сюжет фильма довольно традиционен для специальной разновидности фильмов про камин-аут латентных гомосексуалов: женатый архитектор средних лет разъезжается с женой, чтобы разобраться в своих чувствах, и знакомится с молодым и прекрасным учителем истории. Картина Марконе не претендует на авангардные художественные свершения, но представляет собой хороший, качественный «гей-мейнстрим».

 

«Кастанха», 2014, Бразилия, режиссёр Дави Претто

50-летний актёр Жоао живёт в Порту-Алегри с пожилой матерью, днём снимаясь в крохотных ролях в телесериалах и репетируя в театре, а по ночам становясь травести-дивой в одном из гей-баров. Снятый в смешанном документально-игровом жанре, фильм – сложный коллаж из реальности, снов, рефлексии о зыбкости гендерной идентичности и страхе подступающей старости.

 

«Молодая и дикая», 2012, Чили, режиссёрка Мариали Ривас

17-летняя Даниела живет в Сантьяго в семье обеспеченных протестантов-евангелистов и ведёт под нелепым ником «Дикая Киска» откровенный блог, где описывает свои многочисленные бисексуальные похождения. С успехом показанная на главном всеамериканском инди-фестивале Sundance драма сценаристки и дебютантки в режиссуре Мариали Ривас основана на сетевом дневнике реальной девушки Камилы Гутьеррес. Солнечная, по-хорошему наивная картина о том, как плохо репрессировать желания своего тела.

«Молодая и дикая» - фильм открытия «Бок о Бока» 2012 года, Мариали Ривас представила свой фильм в Петербурге.

 

«Cиний, розовый и не такой розовый», 2012, Венесуэла, режиссёр Мигель Феррари

Первый в истории фильм о гомосексуалах, получивший довольно консервативную испанскую премию «Гойя» в номинации «Лучшая южноамериканская картина». Главный герой, фешн-фотограф Диего, наслаждается жизнью представителя верхнего среднего класса в беднейшей стране, пока судьба не преподносит ему испытание за испытанием. Сначала партнер неожиданно впадает в кому. Затем оказывается, что герой должен взять под опеку своего сына-подростка, до того жившего в Испании. Этот венесуэльский фильм – нарядно снятая мейнстрим-драма с гуманистическим дидактическим посланием.

 

«Подводное течение», 2009, Перу, режиссёр Хавьер Фуэнтес-Леон

Живущий в маленьком городке на тихоокеанском побережье молодой рыбак пытается совместить страстное чувство к мужчине со своим семейным статусом (он женат) и, выражаясь мягко, консервативными представлениями о сексуальности своих набожных земляков. Перуанский фильм о преодолении внутренней гомофобии интересен также сюжетной линией с призраками, вполне в духе южноамериканского магического реализма.

 

«Арестантская», 2008, Бразилия-Аргентина, режиссёр Пабло Траперо

Суровая тюремная лесби-драма бразильского производства, снятая одним из ведущих молодых режиссёров соседней Аргентины (в 2015 году на экраны вышел его жесточайший «Клан»). Фильм, который претендовал на Золотую пальмовую ветвь в Каннах, рассказывает о беременной женщине, которая за драку попадает за решётку, где её ждут не только ужасы неволи, но и переоценка всех ценностей, а также роман с женщиной. Крайне витальный рассказ о принудительной гетеросексуальности, дегуманизации как принципе любой тюрьмы и существующей вопреки всему этому любви отверженных.

 

«Царица ночи», 1994, Мексика, режиссёр Артуро Рипштейн

Даже в области ЛГБТ-кино южноамериканская культура не свободна от мачизма, поэтому не удивительно, что лесбиянки и бисексуалки представлены на экранах куда менее широко, нежели мужские персонажи. Одно из примечательных исключений – выдающийся фильм живого мексиканского классика Артуро Рипштейна. Фильм рассказывает вымышленную историю бисексуальной певицы Лючи Рейес, которая в разгар Второй мировой бежит из нацистской Германии в Мексику, чтобы оказаться в порочном столичном кабаре и стать королевой пьяниц, наркоманов и сексуальных диссидентов.

Автор статьи Артём Лангенбург, журналист, культуролог

  Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы